Новгородский дети́нец (также Новгородский кремль)
Крепость Великого Новгорода. Детинец расположен на левом берегу реки Волхов. Первое летописное упоминание о нём относится к 1044 году. Является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством. Новгородский детинец как часть исторического центра Великого Новгорода входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Софийский Собор
Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Наиболее ранний из древнерусских храмов, сохранившихся на современной территории России.
Памятник Тысячелетия России
Монумент, воздвигнутый в Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея летописного призвания варягов, с которым традиционно связывается начало русской государственности.
Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.
Яросла́вово дво́рище и Торг
Исторический архитектурный комплекс на Торговой стороне Великого Новгорода, являющийся, наряду с Новгородским кремлем, основной архитектурной доминантой исторического центра города.
В настоящее время урочище Ярославово дворище и Торг включает в себя обширное пространство между Большой Московской улицей и берегом Волхова и между Иваньской и Никольской улицами, что несколько отличается от первоначальной топографии обоих урочищ, как Ярославова дворища так и Торга.
Витосла́влицы
Новгородский музей народного деревянного зодчества, который расположен около Свято-Юрьева мужского монастыря в нескольких километрах от Великого Новгорода, на южном берегу озера Мячино.
Свя́то-Юрьев монастырь
Мужской монастырь Русской православной церкви в честь великомученика Георгия, один из древнейших в России, в Средние века духовный центр Новгородской республики и богатейший духовный феодал. Находится на южной окраине Великого Новгорода на берегу реки Волхов (Юрьевское шоссе, 10). До 1918 года имел статус первоклассной обители. Монашеская община восстановлена в 1995 году.
Является объектом культурного наследия федерального значения.
Рю́риково городи́ще
Археологический памятник IX века, находится в Великом Новгороде в 2 км к югу от центра города, при истоке реки Волхов из озера Ильмень (напротив Юрьева монастыря).
Укреплённый посёлок эпохи викингов в истоке Волхова на древних торговых путях: Балтийско-Волжском и «из Варяг в Греки». Здесь находилась резиденция князя Рюрика, основателя первой русской правящей династии, призванного новгородцами на правление в 862 г. Раскопки укреплений, жилых и хозяйственных комплексов IX-X вв. подтверждают, что Рюриково городище и есть «Старый город» по отношению к Новгороду, возникшему в эпоху христианизации (вт. пол. X–нач. XI вв.).
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Построенная в 1374 г. церковь завораживает многообразием декоративных мотивов и стройностью пропорций. Храм был построен жителями Ильиной улицы – главной в Славенском конце города. Это классический образец архитектуры Новгорода республиканского периода.
Всемирную известность храму принесли росписи знаменитого Феофана Грека (1378 год).
Это единственный в мире храм, сохранивший фрески византийского мастера, расписавшего около 40 церквей. Стенопись храма неповторима и незабываема по выразительности характеристик различных персонажей. Смелая, свободная манера письма придает храму грандиозное звучание.
Фрески Феофана Грека сохранились частично: в куполе и Троицком приделе. В росписи Троицкого придела Феофан создаёт ряд образов святых, полностью погруженных в себя. Это поборники строгой отшельнической жизни, основоположники учения об исихии (безмолвии). Внутренняя динамика, психологическая напряженность и необычайная острота росписи Спаса не знают себе равных. Его образы обладают титанической мощью.
Церковь входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Часозвоня
Долгое время историки не могли определиться с периодом, когда была построена часозвоня — башня с часами в Новгородском кремле. Изначально считалось, что она возведена в XV веке, но благодаря относительно недавним исследованиям стало ясно, что построили её гораздо позже — в 1673 году. Расположенные со всех сторон циферблаты показывали время, а установленный внутри колокол уведомлял о наступлении нового часа, но сейчас механизм находится на реставрации. На реставрации во второй половине XX века находилась и сама башня, так как её верхняя часть была разрушена во время Великой Отечественной и долгое время оставалась без ремонта. Часозвоня является самым высоким строением на территории Новгородского детинца, поэтому её часто можно увидеть на открыточных видах города.
Владычная Грановитая палата
Уникальный памятник XV века, единственная в России немецкая готическая постройка гражданского назначения, где проходили все важнейшие события — приём послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры.
В 1478 году князь Иван III именно здесь озвучил свой указ о присоединении земель Новгорода к государству Русскому. Впоследствии Владычная палата, или как её ещё называют Грановитая, много раз перестраивалась, а её фасад претерпел значительные изменения, которые в XIX веке и определили современный вид здания. При советской власти палату отдали музею для организации выставки прикладного искусства, которая существует там и по сей день.
Пешеходный («горбатый», Кремлёвский) мост
Мост через реку Волхов в Великом Новгороде находится в историческом центре города и соединяет Софийскую и Торговую стороны в районе новгородского Детинца и Ярославова Дворища. Является важнейшим элементом коммуникации в современном Новгороде, соединяя по кратчайшей прямой две его исторические стороны.
Первый новгородский мост — Великий мост, стоявший на этом же месте, упоминается в летописи в 1133 году. Мост неоднократно перестраивался и эксплуатировался до 1944 года, когда был взорван отступавшими фашистскими войсками.
Планировалось на его месте возвести автомобильный мост, но позже от этой идеи отказались, а нынешний пешеходный мост построили лишь во второй половине восьмидесятых. Он гармонично вписался в архитектурный ансамбль, а популярности ему прибавил памятник девушке-туристке, устало сидящей на ограждении рядом с мостом. Скульптура настолько живо и естественно смотрится, что очень быстро полюбилась горожанам и гостям города.